Слабый рубль — кошмар мигранта

Финансовый кризис и резкое снижение курса рубля серьезно повлияли не только на жителей России, но и на людей, которые приезжают на заработки.

Начиная с декабря 2014 года в России отмечается массовый исход трудовых мигрантов из Узбекистана и других стран Средней Азии на родину. В чем причина этого явления? «Телеграф» попытался раскрыть суть этой проблемы.

По словам юриста Элера Таштемирова, представителя находящейся в Ташкенте организации, занимающейся трудоустройством граждан Узбекистана в России, около 40–45% граждан этой страны вернулись на родину. В первую очередь покидают Россию представители неквалифицированных профессий — дворники и подсобные рабочие. Данные находящегося в Санкт-Петербурге фонда помощи мигрантам несколько отличаются от узбекских. По словам главы фонда Махмута Маматмуминова, из России уехали примерно 20% мигрантов, причем примерно половина уехала не по своей воле, а была депортирована. Количество запросов на выезд для трудоустройства в России тоже серьезно уменьшилось — по словам господина Таштемирова, снижение составляет примерно 35–40%.

Корни массового отъезда трудовых мигрантов на родину кроются в двух основных проблемах. Во-первых, на территории Узбекистана физическим лицам запрещена конвертация рубля в узбекские сумы. Обменивать российскую валюту могут только юридические лица, и то не всегда. Поэтому трудовым мигрантам в России приходится обменивать рубли на доллары или евро, которые можно обменять в узбекских банках, и посылать на родину. Стремительно подскочивший курс доллара по отношению к рублю сделал работу в России крайне невыгодной для граждан Узбекистана, поскольку их заработки сразу сократились в разы.

Во-вторых, с 1 января 2015 года серьезно ужесточилось российское законодательство по отношению к трудовым мигрантам из Средней Азии. По словам советника петербургского фонда помощи мигрантам из Средней Азии Марины Мельник, новый экзамен по русскому языку настолько сложен для мигрантов, что зачастую его не могут сдать даже люди с высшим образованием. Кроме этого, согласно новым правовым нормам теперь двух административных нарушений на территории России труженику из Средней Азии достаточно, для того чтобы его депортировали на родину и запретили въезд в страну. А под административным нарушением подразумевается, как пояснил Элер Таштемиров, очень широкий спектр вещей. Например, мигрант может просто дважды нарушить правила дорожного движения, перейдя проезжую часть на красный свет, и после этого оказаться депортированным на родину с невозможностью въезда в Российскую Федерацию.

Тем не менее, по словам господина Таштемирова, некоторые специальности до сих пор востребованы мигрантами из Средней Азии. Например, до сих пор в Россию хорошо едут квалифицированные строители и водители. Рабочие этих специальностей кризис почувствовали, но все равно удержались на плаву.

Серьезные проблемы также испытывают и мигранты из Средней Азии, приехавшие в Россию учиться. По ним финансовый кризис ударил наиболее сильно. Представители фонда помощи мигрантам рассказали «Телеграфу» о молодом человеке из Узбекистана, который осенью 2014 года взял у фонда на учебу небольшой кредит в размере 25 тыс. рублей, но буквально через пару месяцев попал в такую финансовую яму, что не только не отдал кредит, но и вынужден был продать мобильный телефон, для того чтобы купить билет на родину. Такие истории — очень частое явление в последнее время.

Несмотря на все возникающие проблемы, приличная часть мигрантов из числа квалифицированных работников все равно продолжает трудиться на территории России. По словам представительницы фонда помощи мигрантам Марины Мельник, в Северной столице для мигрантов даже издается газета под названием «Туран». Читают ее не только приехавшие на заработки люди, но и представители УФМС, потенциальные работодатели и так далее. По данным фонда, читаемость в последнее время несколько уменьшилась, и это еще раз говорит о сокращении количества рабочих из Средней Азии в Северной столице.

Любопытно, что в Санкт-Петербурге даже есть люди, которые активно помогают мигрантам из Средней Азии. Таковым, например, является бизнесмен Игорь Белоусов, который летом 2014 года задумал создать из проживающих в городе на Неве уроженцев Узбекистана целую футбольную команду под названием «Туран» (насколько известно, «Туран» — это историческое название области, где находится современный Узбекистан и частично — некоторые другие среднеазиатские страны). У бизнесмена, детство которого прошло в Казахстане, к слову, уже есть один футбольный проект — играющий в данный момент в чемпионате города клуб «Метеор». Пока у собранной из узбеков команды было какое-то финансирование, она действительно проявляла себя — по крайней мере, на городском уровне. Летом прошлого года мигранты дали бой тому же «Метеору», а в сентябре оказались победителями межнационального турнира «Золотая осень» и заняли третье место на похожем турнире «Кубок Ингрии» в Ломоносове. Но с наступлением кризиса основные игроки вынуждены были уехать на родину, финансирование команды прекратилось, и в итоге коллектив практически развалился. Последним межнациональным турниром, на котором узбеки блеснули, заняв третье место, оказался так называемый ежегодный Кубок губернатора в мае 2015 года. Тем не менее Игорь Белоусов не сдается и готов не только собрать коллектив вновь, но и официально зарегистрировать узбекский футбольный клуб в Санкт-Петербурге.

Не секрет, что в Северной столице до сих пор сильны ксенофобские настроения в отношении мигрантов из Средней Азии. Достаточно часто те же узбеки слышат в свой адрес нелицеприятные эпитеты. По мнению людей, оказывающих поддержку мигрантам в Петербурге, все это происходит по той причине, что народ очень быстро забывает свою историю. Во время Великой Отечественной войны люди всех национальностей объединились против общего врага. А во время блокады Ленинграда многих его жителей эвакуировали не только в Ташкент, но и, например, в киргизский Бишкек. И простые жители — узбеки, киргизы и так далее — брали их в свои семьи, кормили и одевали.

«Многие русские так и остались в Узбекистане после войны, их потомки все помнят, — отмечает Игорь Белоусов, чье детство, напомним, прошло в Казахстане. — Тогда люди не делили друг друга по национальности. А теперь, когда гражданам Средней Азии нужна помощь и они приезжают в Россию, чтобы заработать себе на хлеб, занимают рабочие места, большинство наших соотечественников воспринимают их как врагов».

Среди мигрантов есть преступность, и каждый криминальный случай пресса раздувает на всю страну. Но преступники есть всегда в любом городе, независимо от национальности. Хотелось бы, чтобы о каждом конкретном человеке судили по его поступкам и образу жизни, а не графе в паспорте. Хотелось бы, чтобы люди отучались делить людей на категории и считать представителей какой-то национальности изначально ущербными. В первую очередь мы все — люди, и уже потом — русские, немцы, узбеки, татары и так далее.
Источник:


Источник: http://rustelegraph.ru/news/2015-08-31/Slabyi-rubl--koshmar-migranta-35795/
Поделиться: