Музей-заповедник «Ичан-Кала»
Хива – это один из древних городов, расположенных в Центральной Азии. Его отличительная черта от богатых памятниками старины городов Самарканда и Бухары заключается в том, что все его архитектурные памятники находятся внутри одной крепости и сохранились до наших дней в целостном виде. Поэтому, в 1967 году «Ичан – Кала» города Хивы была объявлена архитектурным музеем – заповедником. А в 1990 году она первым в Средней Азии была зачислена в список ЮНЕСКО, как всемирное культурное наследие.
Легенда о Хиве. О возникновении Хивы до наших дни дошли множество легенд. В одной из них говорится что по указанию Аллаха, пророк Ной смастерив большой корабль, разместил туда по одной паре живых существ. По божьему повелению после сорокадневного ливня вся земля осталась под водой. Проплыв большое расстояние, они издалека увидели возвышенность. Прибыв к этому, месту, Ной сошел с корабля и приказал сыну Симу продолжить свое плавание. Проплыв несколько дней Сим, в целях нахождения суши отправляет по всему свету несколько птиц. Но, ни как не видна была Земля. Однажды, он снова отправляет Лебедя и Голубя, которые летев долгое время, в конце концов, обнаруживают сушу. Тогда лебедь от радости издаёт звук: “Кувак” “Кувак”, а голубь вспорхнула крыльями. Услышав, всё это Сим повёл корабль в ту сторону. Таким образом, они нашли сушу и начали там жить. Название этой местности они начали именовать словами “Кувак” “Кувак” впервые изданных на этой местности лебедем. Впоследствии это название превратилось в слово “Хивак”.
История. Интересные сведения о возникновении города мы можем встретить ещё в труде “Дили гарайиб” написанном в 1831 году хивинцем Худайберды Куш Мухаммедом. По его сведениям в старину в Хорезме существовало множество городов с 4-5 воротами. Одна из них Джурджания, другая Ургенч, ещё одна Рамл.
Рамл основан сыном пророка Ноя Симом наподобие корабля его отца, — пишет историк Худайберды. А в данное время этот город знаменит по названию Хивак. Прежнее название Рамл означало понятие “Пески”. Однажды, после охоты Сим заснул на вершине высокого холма и увидел сон. Во сне он увидел, как горят триста факелов. Проснувшись, он очутился в песках, факелы уже исчезли. Довольный своим сном, он отмечает это место условным знаком. Посетив во второй раз эти места, он приказывает построить там крепостные стены. В дальнейшем в западной части крепости вырыли глубокий колодец. Некоторые связывают название города с этим колодцем. Есть сведения о том, что крепость несколько раз разрушалась и восстанавливалась. Слово Рамл означало понятие “Пески”. Первые достоверные исторические сведения о Хиве мы можем встретить в арабских историко-географических трудах. В частности арабский учёный путешественник X века Мукаддаси пишет: Хива расположена в краю пустыни, на берегу канала, в ней есть благоустроенная мечеть. Кардаранхас и Хазарасп тоже имеют такие же ворота, а стены окружены глубокими рвами. Устных и письменных сведений о Хиве и хивинцах много. Они встречаются во многих письменных источниках последнего тысячелетия.
В прошлом государство Хорезмшахов, по которому проходил “Великий шелковый путь”, соединяющий запад и восток, в том числе и Хивинскую крепость в 712 году захватили арабы. Крепость с 1221 года находилась в подчинении монгольской империи, а с 1389 года входила в состав государства Тимуридов. С ХVI века Хорезм восстановил снова свою независимость и превратила город Хиву в столицу. После этого, государство получает название Хивинского ханства, несмотря на то, что в официальных документах и отчеканенных монетах отмечены названием “Хорезм”.
Средние века. Построенная в 1616 году Араб Мухаммадханом медресе, воздвигнутая в 1720 г медресе Ширгазихана, названной «Домом ученых» свидетельствовало о восстановлении былой славы Хорезмского государства. Но, после нашествия Иранского правителя Надиршаха в 1740 году Хива превратилась в руины и по этой причине на много лет отстала от своего развития. Только с 1804 года в эпоху правления государством представителя Кунградской династии а город начинает своё дальнейшее развитие. Этому свидетельствует карта города, начерченная инженером Назимовым.
До нашествия Надиршаха инженер Назимов уже успел начертить изображение общего вида города. Он прибыл в эти края по приглашению Абулхайрхана в составе военно-топографической экспедиции, в целях строительства укрепленной крепости на берегу Сырдарьи. Узнав о том, что Абулхайрхан уехал в Хиву, он следует за ним.
Судья по карте Назимова, крепость с внешней стороны окружает глубокий ров с водой. С восточной стороны по подъёмному мосту через ворота можно было попасть в город. Резиденция правителя находилась в западной части города. Эти ворота города перестроены несколько раз в годы правления Мухаммед Амин Инака, Ильтузархана и Аллакулихана.
После нашествия Надиршаха город оказался в разрушенном виде. Он был заново перестроен в годы правления Мухаммада Амина Инака, количество ворот которого постепенно довели до четырёх. В это время, кроме восточных ворот строятся северные и западные ворота. Перед, северными воротами располагались ханский сад и бассейн (водоём), в честь них они были названы “Богча Дарваза”. Ворота, направленные в сторону Ургенча получают название Ургенчских. По причине того, что перед западными воротами находились мечеть и бассейн Ширмухаммеда аты, они получили названия “Ата-Дарваза”. В годы правления Ильтузархана Ата-Дарваза, Рахимкулихана Богча Дарваза были перестроены из жжёного кирпича.
После того, как Хива стала столицей государства, численность населения города резко увеличилась. В связи с этим, люди начали переселяться из внутреннего города во внешний. В целях обеспечения обороноспособности и защиты населения этой части города хивинский хан Аллакулихан в 1842 году приказывает построить стены ещё одной крепости. По причине того, что старая крепость осталась внутри новой крепости, в народе начали называть “Ичон-Калъа”, в переводе означает “Внутренняя крепость” города, а расположенную между двумя стенами крепостей начали называть “Дишан Кала”, то есть “Внешний город”. Окружность длины крепости составляла 3125 сажен (6614 метров), в каждой из 18 сажен (40 метров) построены укрепленные фортификации. Крепость имела 10 ворот, из них сохранились на сегодняшний день двое — “Куша Дарваза” (именовались и Ургенческими) и “Кой Дарваза” (назывались и Хазараспскими). Остальные: с восточных ворот Куй по южному направлению располагались Пишканик, Янгарик, Шайхлар, Тозабог, Шахимардан, Дашяк, Куш, Гадайлар и Гандимян. В строительстве внешней крепости участвовали почти все пригодные к таким работам мужчины ханства. Потому что, за тридцать дней невозможно было без такой рабочей силы построить подобное грандиозное сооружение. Аллакулихан путём своей предприимчивости и требовательности добился своих намеченных планов. Строительство этой крепости превратился во всенародный праздник, многие поэты того времени прославляли это событие во многих своих стихах.
Археологическое и культурное значение. Строительство архитектурных памятников города Хивы делится примерно на четыре периода. В первом периоде если были построены крепостные стены, то вторым периодом считается время после нашествия Чингисхана, свидетелем которого является построенное здание в XIII-XIV веках, мавзолей Саида Алауддина. Третий период развития архитектуры совпадает со временем укрепления господства Узбекских ханов в Хорезме. Это приводит к продвижению социально – политической жизни государства на юг, которая в свою очередь ведёт к быстрейшему развитию города Хивы.
В этот период построены медресе Араб Мухаммедхана (1616 г), Ак мечеть (1675 г), медресе Мухаммед Ризабека (Хужамбердибий – Хурджун) (1694 г) В резиденции ханов Хивы в Арке Арангханом была построена (1689 – 1694 г.г) куринишхона, а в начале XVII в. медресе Ширгазихана. Четвертый период развития архитектурных памятников Хивы начинается с четвертой четверти XVIII века. В это время Хива вышла из глубокого кризиса. К этому времени правитель Хивы Мухаммед Инак начинает строить город заново, которое в дальнейшем это продолжили его последователи особенно, в 1825 году севший на престол Аллакулихан. На пути развитие своего государства, а также градостроительства он провел широкомасштабные мероприятия. По его приказу в 1835 году Мухаммедом Юсуфом мехтаром была построена крепость Ташауз, а в 1832-1838 г.г. были перестроены мавзолеи в крепости Кят Султана Увайс Корани и Шейха Мухаммеда ахунда Хорезми, а также в Кунграде Сулеймана Бакиргани – Хакима аты.
Аллакулихан в 1832-38 годах на месте разваленной части стены крепости построил здание медресе и Караван сарая. Все доходы Караван сарая были переведены на содержание библиотеки этого медресе. Это место было самым подходящим и для медресе и для Караван — сарая. Караван сарай впоследствии также выполнял функцию таможенной службы ханства.
Караван сарай Аллакулихана сыграл важную роль в развитии торговых отношений с Россией, Бухарой и Ираном. В здании караван сарая были созданы для купцов все условия по их существованию и хранению товаров.
Во второй четверти XIX в. границы Хивинского ханства дошли от Сырдарьи, Кушки, вплоть до Афганских границ. В земледелии улучшились и расширились ирригационные системы. Во всех местах государства проводились восстановительные работы, а в столице Хиве велось строительство многих сооружений.
Майоликовое дело развивалось быстрыми темпами. Этот вид искусства поднялся до высокого уровня своего развития. Стены мавзолея Пахлавана Махмуда и Куня Арка были отделаны майоликой, было сооружено грандиозное здание дворца Таш ховли. Были реставрированы здания Джума мечеть X в, Мавзолей Саида Алауддина XIV в, Уч Авлия и другие. Медресе Арабхана (1616 г.), Мухаммеда Амина Инака (1765 г.) были перестроены из жженого кирпича.
Культурная, просветительская и строительная жизнь Хивы получила широкий размах при правлении Мухаммеда Рахимхана II (1864-1910) Этот разносторонне образованный правитель писал свои стихи под псевдонимом Феруз. Он в своем дворце собрал около сорока поэтов и композиторов. Первым в Средней Азии организовал литографию.
Мухаммед Рахимхан II в целях продолжении традиции перехода от наставника всех усвоенных навыков и знании к ученикам и полноценного сохранения и передачи народного музыкального искусства потомкам, он хорезмскую музыку приказывает в условленном порядке переписать на бумаге известному композитору и музыковеду Палванниязу Мирзабаши. Таким образом, Палваннияз Мирзабаши изобрел Хорезмскую ноту. Несмотря на противостояние со стороны священнослужителей на деятельность первого в Средней Азии основателя фото и кино искусства Худайбергана Диванова, он всячески его поддерживает и практически помогает в дальнейшем развитии этих видов искусства.
В начале XX в. в архитектуре и строительстве Хивы продолжались древние традиции, а в годы правления Исфандиярхана (1910-1918 г.г) они слились с новыми видами европейской культуры. К этому времени, закончилось строительство, начатое Премьером министром ханства Исламом хаджой здания медресе и минарета, а также новометодная школа (1912 г). Одним из особенностей здания медресе является то, что оно имеет на втором этаже, направленный на восток, уникальный айван и минарет не имеющих себе равных в городе.
По инициативе Ислама Хаджи на территории “Нового Хивака”, такое название получил новой открытий квартал, расположенный в северной части города, были построены почта-телеграф и больница на 50 коек. А в саду Нуруллабая строилось в европейском стиле здание летняя резиденции Хивинских правителей. Это говорило о том, что территория города с каждым годом расширялась.
Примененные методы и стили строительных работ в городе Хиве резьба по дереву, резьба по камню, Ганиевой отделке, росписи, керамическому делу подтверждали ту мысль, что они были очень взаимосвязаны с местными формами архитектуры, и к концу XVIII века и к началу XIX в. в городе существовали целые архитектурные школы и направления.
Хорезмская архитектурная школа, опираясь на своё прошлое, получила очень глубокое развитие при правлении представителей Кунградской династии и достигли того уровня знаменитости и авторитета, как достигали в период правления Хорезмшахов.
В Хивинском ханстве с давних времён охрана и реставрация архитектурных памятников стала традиционной. А сбором многих видов национальных богатств и предметов старины, организаций первого их показа населению приступили в годы правления Мухаммеда Рахимхана II. Причиной этому послужило участие и демонстрация в России и на международных выставках фотографий многих видов сельскохозяйственной продукции, предметов ремесла, архитектурных памятников Хивинского ханства. В 1890 г. в Ташкенте, в 1895 г. во всероссийской выставке в г. Новгороде, в 1900 г. в Париже, в 1904 году в городе Алои Американского штата Миссури, где приходили международные ярмарки, показывались замечательные образцы ремесла по 16 видам. В Парижской ярмарке показывались 143 фотографий Хорезмских архитектурных памятников, снятых фотографом Бомачинским.
12 апреля 1898 года Мухаммед Рахимхан II издал специальный указ хакимам Куня Ургенча, Хужейли и Кунграда со следующим содержанием: — Всем предметам, имеющие отношение к старине, не давать поводов их исчезновению, довести сведения о функциях всех имеющихся зданий, крепостей и сооружений, если имеются золотые или другие виды денег скорейшим образом отправить их к нам. Но, из-за того, что, все собранные вещи были отправлены в Россию, открытие музея в самой Хиве опаздывало. Этого добились только в 1920 году. В том же году 11 апреля Временное правительство Хорезмской народной советской Республики издало Указ: Создать первый народный музей в городе Хиве из собранных вещей и предметов, относящихся к прошлой и настоящий жизни народа сохранения и доведения – их в целостном виде до будущих поколений и показу их населению.
В исполнении данного постановления министерство Просвещения и культуры обратилось к народу со следующим объявлением:
Всем органам советской власти на местах,
26 апреля 1920г. в Хиве создается музей и выставка. В этих целях, Вам нужно собрать у населения, подлежащие к этому мероприятию предметы и довести до Хивы за 2 дня до открытия его. Как указывается в объявлении, специальные лица с мандатом в руках получали предметы старины у их хозяев по условленным распискам. По этой расписке хозяин предмета в любое время мог обратно забрать своё имущество.
Музей – выставка открылась в Хиве 27 апреля 1920 г. при здании старой резиденции Хивинских ханов Куня Арке с участием делегатов I все Хорезмского съезда народных избранников. В организации и открытии этого музея большую роль сыграли министр просвещения и культуры мулла Бекжан Рахманов и вожак партии “Младохивинцев” мулла Жуманиёз Султанмурадов.
На сегодняшний день в музее – заповеднике “Ичан-Калъа” девствуют 15 постоянных стационарных экспозиций. В них показывается история Хорезма, начиная с древнейших времен до наших дней. Это говорит о том, что народ Хорезма был всегда творческим и созидательным.
Пресс-служба Узбекская община
Поделиться: |