Хивани тарихи хакида маълумотлар

Древняя и вечно юная – Хива

Самарқанд сайқали рўйи замин аст,

Бухоро қуввати ислом дини аст.

Ҳазорасп қалъаи хўб жойи маҳкам,

Хива фирдавсил, роббил оламин аст.

 

Самарканд – украшение лица всей земли,

Бухара – сила ислама.

Хазарасп – хорошо укреплённая крепость,

Хива – райский сад мира господня.

 

Один из древних городов мира – Хива имеет свою богатую историю. Для того чтобы во всей полноте и сохранности  увидеть город-патриарх, представивший нам дошедшие сквозь века редкие памятники далёкого прошлого, тысячами прибывающие в наш город туристы с разных уголков мира приходят в восхищение. Следующие мысли японского путешественника С. Ричигана выражают слова большинства туристов, высказанные от всего сердца: “-Представления, полученные от знакомства с городом безграничны, я не знаю как выразить своё волнение и изумление. Хива – это великое чудо.”

Эти слова действительная истина. Хива – город чудес. Голубые купола, высотные минареты, ослепительные памятники старины очаровывают каждого поклонника красоты. Смотря на них воздаёшь хвалу их создателям. Действительно, когда возник город Хива?Как развивалась его общественно-экономическая и культурная жизнь после того, как он получил статус города? Это естественно возникающие вопросы, в данной книге мы постараемся ответить на них как можно конкретнее.

Хива –один из древних городов мира, несравненная жемчужина средневековой восточной архитектуры. Город находится в 25 км к югу от нынешнего города Ургенча, на равнинной местности. В одно время эта территория входила в состав государства Хорезмшахов. Первые достоверныесведения о городе Хиве встречаются начиная с Xвеков в историко-географических источниках на арабо-персидском языке. Один из летописцев того периода Аль-Истахри (930 год) вносил Хиву в список 30 современных ему крупных городов, он отмечает что “Хива находится на расстоянии 8 фарсахов от Хазараспа на пути в Джурджанию или Гурганджу (ныне городКуня-Ургенч на территории Туркмении)”. А по сведениям Аль-Мақдиси (вернее Аль-Мукаддаси) расстояние между Хивой и Хазараспом составляло 8 деванов (10 фарсахов). Город Хива и его окрестности, орошаемые арыком Хейканик (современный Палваняп) были благоустроены и красивы. Этот канал был выведен из Амударьи в качестве ответвления.

В произведениях Якута Хамави (XIII век), Низамиддина Шами (XIV век) Хива упоминается как город, расположенный на караванном пути. О городе также оставили свои записи Абдураззак Самарканди и историк эпохи Навои Мирхонд.

По преданиям на древней части города Хивы (на месте нынешней “Ичан калы”) была пустыня. По одномуиз ответвлений “Шёлкового пути” проходили караваны из Мерва в сторону Джурджании (Куня Ургенч). На этом караванном пути находился колодец “Хивак” с питьевой водой. Название города, впоследствии появишегося на этом месте, произошло от названия колодца “Хивак”.

Отрывки, приведённые в исторических источниках и преданиях относятся к жизни города в средних веках. Достоверные сведения о возникновении города, особенно, в его первоначальной стадии, выявлены в период научных исследований, проведённых Академией наук Узбекистанав 1984-1993 годах. Археологические раскопки, проведённые в городе Хиве (6 раз методом раскопок, 7 раз методом бурения) показывают, что территория Ичан калы возникла в V веке до нашей эры. Об этом подтверждают предметы (керамические предметы) и мощные пахсовые стены, обнаруженные в самых нижних слоях города. Керамические предметы, сырцовые кирпичи, найденные в большом объёме под стенами городских стен подтверждают, что возраст города составляет 2500 лет.

Как свидетельствуют исторические источники, в 712 году Хива была завоёвана арабами, в начале IХ века территория Хорезма (и территория Хивы также) входила в состав государства саманидов. В этот период город был окружён хорошо укрёплённой стеной. С 1221года Хива попала в зависимость от монгольской империи. Город начиная с 1388 года входил в состав государства темуридов, с начала XVI века до 1920 года был столицей Хивинского ханства (с февраля 1920 года по октябрь 1924 года столицей Хорезмской Народной Советской Республики). Начиная с XVI века город начал всесторонне разиваться. Здесь начали строиться административно-культурные и другие здания и сооружения. В 1616 году хивинским ханом Араб Мухаммедом в Хиве было выстроено (из каркаса) первое медресе, тем самым хан укрепил свойавторитет среди местного населения. После этого также были построены медресе Ходжамбердибия (1688 г.) и Ширгазихана (1719 г.). Город стал благоустраиваться, получила развитие торговля.Но этот подъём в жизни города длился недолго. Страна подверглась нашествию Ирана. В 1740 году шах Ирана Надиршах, завоевав Самарканд и Бухару, начал наступление на Хиву. Поздней осенью 1740 года  Хива была завоёвана иранскими войсками. Так пишет об этом  хивинский историк Агехи: “24 (числа) месяца (Раджаб) Луны, на третий день недели Надир казнил 20 человек из числа хорезмских эмиров (знатных людей) во главе с ИльбарсомиИшмухаммедом. В начале месяца Рамазан, продвигаясь с Хонакоха (Ханки) осадил Хиву”.

После этого в стране в течение продолжительного времени властвовали вожди кочевых туркмен явмутов. Вследствие кровопролитных войн за власть в государстве между ними и  местной узбекской знатью, страна пришла в разорение, население дошло до крайней степени бедности. Наконец, кровопролитным войнам, междуусобицам в некоторой степени был положен конец. Продолжив, начатую в 1790 году Мухаммед Амин инаком политику укрепления государства, сын Авазбек инака Ильтузар инак (1804 – 1806) сверг с престолаочередного хана марионетку и объявил себя хивинским ханом. Тем самым он заложил начало правлению кунгратской династии хивинских ханов инаков. Начиная с этого времени вплоть до 1920 года Хивой правили ханы из династии кунграт.

С приходом к власти инаков разрушенные крепостные стены города Хивы были заново восстановлены ещё в период Мухаммед Амин инака в 1788 году. Внутри города были выстроены административные здания, построены медресе Мухаммед Амин инака, Фазыл бия, восстановлена соборная мечеть Джума с высотным минаретом. Так повествует об этом хивинский историк Мунис: “Ильтузар повелел построить напротив своего дворца здание диванханыи возглавить это дело поручил визирю Юсуфу михтару. Этот михтар собрав мастеров и строителей, зодчих и наккашей (мастеров-орнаменталистов) со всей  страны, в течение трёх месяцев завершил строительство этого дивана (канцелярии)”.

В этот период дворец хана, войска, арсенал, склады с вооружением и пороховой амбар располагались в Арке (Куня арке). Ханский арк являлся самой древней частью города, в XVII веке он занимал всю западную территорию Ичан-калы, здесь располагались ханская диванхана (канцелярия), курынышхана (приёмная), ханский гарем, летняя и зимняя мечети, а также монетный двор.

К XIX веку город расширился, он состоял из двух частей, а именно, Ичан-калы – шахристана (внутреннего города)и Дишан-калы – рабада (внешнего города), вокруг города располагались десятки селений.

Ичан-кала (шахристан) состоит из своеобразных целостных архитектурных сооружений, окружён высокой пахсовой стеной, четверо ворот города – Ата-дарваза, Палван-дарваза, Таш-дарваза и Багча-дарваза ориентированы по странам света. Стены Ичан-калы в течении столетий несколько раз были разрушены и заново восстановлены.

Периметр окружности стен составляет около 2200 метров, высота 8–10 метров, а толщина стен у основанияравняется 7–10 метрам. Ичан-кала построена в форме четырёхугольника, вытянутого с севера на юг, длина его составляет 650 метров, ширина 400 метров, то есть его территория занимает площадь в 26 гектаров.

До 1920 года на территории Ичан-калы города Хивы было 33 мечеть-каумов (махаллей)и на территории Дишан-калы 34 мечеть-каумов (махаллей), у каждого из которыхбыло своё название. Названия махаллей свидетельствовали о ремесле населения или о знатных людях, проживавшего в данных мечеть-каумах. А именно, Читкарлик (изготовителей ситца), Элакчилик (выделывателей сита), Кулоллар (гончаров), Мисгарлик (медников), Гадайлар (нищих), Атамурад кушбеги (визирь левой руки), Якуб михтар (визирь  правой руки), Юсуф ясаулбаши (начальник ханской полиции) и т.д.

В тот период в городе было 109 больших и малых улиц, 79 мечетей, 120 карихана (помещений и учебных заведений для чтецов Корана), 64 медресе.

Город начал расширяться в основном со второй половины XIXвека. Это расширение происходило в восточном и северо-западном направлении, и постепенно начало продвигаться в сторону течения канала Палваняп. Но, беспрестанные внутренние распри и войны нарушали равномерное течение жизни города, замедляли развитие производительных сил, были причиной обеднения населения.Конкретных сведений о количестве населения Хивы, проживавшего в то время в городе не сохранилось. В источниках об этом приводятся разноречивые сведения. Сравнительно изучив эти сведения можно прийти к следующему выводу. В Хиве в серединеXIX векапроживало более 20 тысяч населения. Но, в начале XX века население города, чтобы избавиться от притеснений со стороны Джунаидхана, вынуждено было уходить в разные стороны и переселяться в города Чарджуй, Мерв (Мары)(ныне эти города, находятся на территории Туркмении), Турткуль, Самарканд, Бухару, Ташкент и др. города. В результате, в 1924 году население города составляло 18145 человек. По переписи населения, проведённого в том же году в городе проживало 16375 узбеков, 101 казах, 46 каракалпаков, 33 туркмена, 394 татар и 122 представителей других национальностей.

Во второй половине XIX века царская Россия с целью удовлетворения потребностей в промышленном сырье и расширения русских земель и внешнего рынка,предприняв “Поход на Восток”, летом 1865 года завоевалогород Ташкент, в 1867 году Кокандское ханствои в1868 году Бухарскийэмират. Объединив эти территории было создано Туркестанское генерал-губернаторство. Город Ташкент стал его административным центром, генерал-адъютант фон Кауфман Константин Петрович был назначен Туркестанским генерал-губернатором. В этом же году Кауфман написал письмо хивинскому хану Мухаммед Рахимхану II, в котором призывал его к совместному экономическому сотрудничеству. Но это письмо со стороны хана было оставлено без ответа. Кауфман в 1869 годупослалхивинскому хану второе письмо. Но хан и это письмо оставил без ответа.

Весной 1873 года русские войска во главе с генерал-губернатором фон Кауфманом начали военный поход против Хивы. Царская Россия мобилизовала для завоевания Хивы хорошо вооружённую сильную армию. Хивинцы не смогли оказать противнику достойного сопротивления. Город был сдан неприятелю. 29 мая 1873 года Хива была занята русскими войсками. 12 августа 1873 года в селенииГандимян,недалеко от города Хивы, на территории загородного дворца брата хана Ататжан тюрямежду хивинским ханом Мухаммед Рахимом II (Ферузом) и Россией (в лице генерал-адъютанта фон Кауфмана)был подписан “Гандимянский договор”. Договор состоял из 18 пунктов, согласно договору для того чтобы в последующем управлять ханством был учреждён “Девони Олий”(“Высший Совет”) в составе 7 человек (4 представителя царской администрации, 3 представителя ханской Хивы). В 1874 году, на присоединённой к Российской империи территории правого берега Аму-дарьи был создан Амударьинский отдел с центром в городе Турткуле, “Высший Совет” (“Девоний Олий”) был ликвидирован. Согласно Договоругород Хиваоставался административным центром ханства.

3 тысяча лет тому назад в Хорезме зародилась одна из самых древних религий мира – зороастризм и был написана священная книга“Авеста”. Краеведы нашей области выявили более 50 мест, упомянутых в Авесте. Особо следует отметить город Хиву считающуюся жемчужиной Хорезма. Она дала миру таких великих, учёных, мыслителей, поэтов народных героев как Аль-Хорезми, Наджмеддин Кубра, Пахлаван Махмуд, Абулгази Бахадурхан, Мухаммед Рахимхан Феруз, Шермухаммед Мунис и Мухаммед Риза Агехи. Территория Государственного историко-архитектурного музея-заповедника “Ичан-кала” города Хивы  ещё в 1969 году получила официальный статус “Музей под открытым небом”. Известная всему мира своим уникальными историческими и архитектурными памятниками Хива в 1990 году сотой по счёту была внесена в список городов мирового наследия. Недаром, на 28-сессии ЮНЕСКО, проведённой в городеПариже были отдельно упомянуты роль и значение Хивы в развитии мировой культуры. Основываясь на этом, 3 января 1996 года было принято постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан о проведении празднования 2500 летних юбилеев городов Хивы и Бухары в международном масштабе.

В течение 20 лет после обретения независимости Узбекистана,  в Хорезме в большом масштабе были претворены в жизнь мероприятия по охране и пропаганде исторических и архитектурных ценностей. В преддверии 2500 летия города Хивы, 1000 летнего юбилея Хорезмской академии Мамуна большая часть памятников истории и культуры Хивы была отреставрирована, а окружающая их территория благоустроена. На некоторых памятников реставрационно-укрепительные работы продолжаются и по настоящее время.

Древний город Хиву, где хорошо сохранились исторические и архитектурные памятники старины, по праву можно назвать городом-музеем под открытым небом, вобравшим в себя историю всего Хорезма. Прибывший в этот город каждый турист среди голубых куполов, высотных минаретов ощущает себя как бы оказавшимся в мире сказок чудес “Тысячи и одной ночи”. Эти старинные улицы навевают в мысли картины далёкого прошлого. Не утратившие своего подлинного вида, несмотря на то, что прошло вот уже много веков, памятники народного зодчества приводят людей в изумление, очаровываютлюдей своей неповторимостью. Поэтому мы считаем своим долгом, на основании результатов последних научных исследований, донести до сведения широкого круга любителей древности историю его отдельных примечательных памятников.



Поделиться: