Этнографическая выставка «Современный этномир Средней Азии» работает в Пензе.

В Литературном музее Пензенским областным отделением Русского гео-графического общества проводится этнографическая выставка «Современ-ный этномир Средней Азии» по итогам международной экспедиции «Со-временный этномир» по Узбекистану, Казахстану и Киргизии. На выставке представлены образцы народной одежды русских Средней Азии, а также сувениры, подаренные участникам экспедиции соотечественниками.

28 июня состоялась презентация выставки, на которой участники экспеди-ции «Современный этномир» рассказали о сохранении русскими Средней Азии своих национальных традиций. Учитывая, что расселение соотече-ственников в Узбекистане, Казахстане и Киргизии распределено неравно-мерно, так и их традиции сохраняются по-разному.

— Такие костюмы носили казаки Семиречья, а также русские поселенцы Средней Азии, и, если обратить внимание, то народная одежда практиче-ски не отличается от национальной одежды жителей метрополии, — под-черкнул Олег Ткачёв, президент медиа-клуба «45 меридиан».

Организаторы выставки постарались сгруппировать экспонаты выставки по странам, где была проведена экспедиция — Узбекистану, Казахстану и Киргизии. Также представлена религиозная литература и пресса, подарен-ная священнослужителями Русской православной церкви этих стран и предметы народного быта.

— Русские Узбекистана в основном проживают в городах и ведут урбанизи-рованный образ жизни, лишённый ярко выраженного национального обли-ка, а компактные общины соотечественников на селе фактически прекра-тили своё существование. Соответственно, традиционные элементы рус-ской культуры, учитывая влияние советского прошлого у русскоговорящих жителей Узбекистана — утрачены, — отметил Игорь Пантюшов, председа-тель Пензенского областного отделения РГО.

С момента своего появления на территории Узбекистана, в последней чет-верти XIX века, русские играли важнейшую роль во всех сферах жизни ре-гиона, особенно в советский период, и в первую очередь в столице — го-роде Ташкенте. Можно выделить компактные ареалы проживания русских в Узбекистане: г. Ташкент и Ташкентская обл. (г.Чирчик, г.Алмалык, г. Бе-кабад, г.Ангрен, г.Ахангаран), Навоийская обл. (г.Навои, г.Зарафшан, г.Учкудук), г.Фергана, г.Кувасай, г.Самарканд, г. Каттакурган, Бухарская обл. (г.Каган), а также некоторые сельские районы Ташкентской и Сырда-рьинской областей, железнодорожные пристанционные посёлки, возник-шие в 19 в. вдоль Закаспийской железной дороги. Расселению русского населения Узбекистана свойственна ареальная дискретность и сосредото-ченность в урбоиндустриальных центрах.

В Казахстане совершенно иная ситуация! Русские и русскоговорящие жители Казахстана благодаря работе энтузиастов в основном сохранили свою национальную культуру и язык. На местах ощущается стремление русскоязычного населения к духовно-нравственному возрождению нацио-нальной культуры, сближению с соотечественниками из Российской Феде-рации и других стран СНГ, — отметил Олег Ткачёв.

В Казахстане русские являются в основном потомками переселенцев XIX—XX века, в меньшей степени XVII—XVIII веков. В настоящее время русские — это самая многочисленная группа неказахского населения Ка-захстана. Начиная с XVI века стали возникать первые военные поселения и крепости, основанные Русским царством, а затем и Российской империей на территории Казахского ханства. Казаки сначала строили крепость с во-енным гарнизоном, затем перевозились семьи, после чего рядом возникало поселение. На территории Казахстана существовало три казачьих войска — Уральское, Сибирское и Семиреченское. Многие казаки имели также и казахские корни, особенно по женской линии.

Старейшее поселение, на территории Казахского ханства — Яицкий го-родок (впоследствии г. Уральск) было основано в 1520 году. Позже были основаны Гурьев (1645), Семипалатинск (1718), Усть-Каменогорск (1720), Павлодар (1720), Петропавловск (1752), Кокчетав (1824), Акмолинск (1824), Казалинск (1848), Верный (1854), Актюбинск (1868), Кустанай (1879) и другие более мелкие городские поселения.

— Русские в Киргизии — одна из крупнейших официально признанных диаспор за пределами современной России. Особую роль в сохранении традиций играет казачество, традиции которого сохраняются в Иссык-Кульской и Чуйской областях, а также в Бишкеке, — продолжил рассказ Олег Ткачёв.

С момента своего появления на территории Южного Семиречья в третьей четверти XIX века, русские играли важную роль во всех сферах жизни республики, особенно в поздний имперский и советский период и, в первую очередь в её северной равнинной части.

Выставка «Современный этномир Средней Азии» рассказывает посетите-лям, что соотечественники, живущие на постсоветском пространстве Средней Азии идентифицируют себя в едином русском (российском) ци-вилизационном пространстве, помнят свои корни и сохраняют националь-ные традиции.
Выставка будет работать до 28 июля по расписанию Литературного музея.



Поделиться: