ВОСПОМИНАНИЯ О НАРОДНОМ ПЕВЦЕ

Отмечая 100-летие со дня рождения Комилжона Отаниёзова многие его современники, ученики – известные артисты, певцы, музыканты – вспоминают о нем на страницах газет и журналов, в телевизионных передачах. Жителям Хорезмской области Узбекистана, поклонникам его искусства интересно все, что связано с именем талантливого певца, композитора, музыканта.

 Гулора Рахимова, народная артистка Республики Узбекистан сохранила в памяти те дни, когда ей довелось встречаться с К.Отаниёзовым, учиться мастерству песнопения.

— Мне посчастливилось встретиться с ним в 1972 году в дни телевизионного фестиваля, — вспоминает Гулора Рахимова. — Тогда же я получила у него несколько уроков мастерства. Он живо интересовался всем, где я училась, кто были мои первые учителя. Первое, что поразило меня при встрече – его необычайно сильный голос, мастерское владение музыкальными инструментами. Жаль, что общение с ним прервалось его болезнью и он вынужден был уехать на лечение. Благодаря моим коллегам, артистам, с которыми я работала бок о бок много лет – Уразгуль Гаиповой, Ровияжон Атаджановой, Санъату Деванову, Салохиддину Камолову, которые лично знали певца, я узнала многое о нем, о его жизни. Уразгуль Гаипова рассказывала, как вместе с концертной группой Комилжона Отаниёзова они ездили в самые отдаленные уголки края, в зной и стужу, на арбе. Вспоминая его, она говорила о его простоте и человечности в отношениях с людьми. Если была возможность чем-то помочь людям, он помогал. Рассказывала о концертах на строительстве железной дороги, как певец, несмотря на усталость, пел одну песню за другой без передышки. А ведь в то время не

было микрофонов. Каждая его песня волновала слушателей, проникая до глубины души. Музыкальный спектакль «Уч бустон булбули» посвящен жизни и творчеству К.Отаниёзова. Сценарий спектакля написан Рахматжоном Курбановым. Спектакль насыщен музыкой, песни хафиза не раз будут звучать со сцены. Я играю мать певца Анбармомо, жизнерадостную, музыкально одаренную женщину. По воспоминаниям современников она была замечательной рукодельницей, швеей, вышивала, ткала ковры. Такой она предстает в спектакле, все время в движении, в работе. Муж ее уважал и любил. В спектакле есть сцена прощания отца К.Отаниёзова с женой, когда он говорит, что уходит со спокойной душой на небо, потому что верит – его жена сможет воспитать сыновей достойными людьми. Для меня это большая честь – сыграть мать такого выдающегося человека. Как многие артисты, я настолько вжилась в эту роль, прочувствовала ее, что в реальной жизни, сегодня, в дни подготовки к юбилею, смотрю ли телевизионные передачи или читаю статьи о Комилжоне Отаниёзове, испытываю настоящую материнскую гордость. Любовью к детям, нежностью к ним проникнута ария моей героини, сочиненная Рахматжоном Курбановым. Спектакль будет показан на сцене областного театра в дни юбилея великого хафиза. Хочу возродить у нас в Хорезме искусство игры на губном музыкальном инструменте – «чанк-ауз». Он широко распространен у казахов, киргизов, каракалпаков, туркмен. Существуют даже ноты, по которым играют на этом инструменте. У нас позабыто искусство создания «чанк-ауз». Я для себя заказала его у мастеров из Кашкадарьи. Помню в детстве, когда мы жили в селе Бешарык Багатского района мы качались на самодельных качелях, и наши мамы в это время играли, как бы соревнуясь, на «чанк-аузе». Поэтому звуки, издаваемые этим инструментом у меня навсегда связаны с ощущением бескрайнего простора, полета. Комилжон Отаниёзов своим творчеством указал нам путь, по которому надо следовать – возрождение национального искусства. Пожалуй, не найдется человека, который не хотел бы подражать ему, быть похожим на него. Слава о нем гремела всюду. Его песенное, музыкальное наследие – это неиссякаемый источник, из которого черпают и современные исполнители. В те считанные дни, во время которых я училась у наставника, поняла, что, прежде всего, надо любить свой народ, свою землю, трепетно относиться к культурному и духовному наследию своего народа. В искусстве нельзя отрываться от народных истоков.



Поделиться: