В КАРАКАЛПАКСТАНЕ РАЗВИВАЕТСЯ ТРАНСПОРТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

В КАРАКАЛПАКСТАНЕ РАЗВИВАЕТСЯ ТРАНСПОРТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Развитие внутри- и межрегиональных торгово-экономических связей немыслимо без развития транспортных коммуникаций. Наиболее экономичной и рациональной во многих странах считается автомобильная транспортировка. В Республике Каракалпакстан доля перевозок по автодорогам общего пользования среди всех видов транспортирования составляет около 80 процентов от грузовых и 85 процентов от пассажирских перевозок.
В 1993 году, в целях совершенствования управления дорожным хозяйством и предоставления большей самостоятельности низовым структурным подразделениям в условиях формирования рыночных отношений, упразднено Министерство автомобильных дорог Республики Каракалпакстан и образовано Каракалпакское производственно-акционерное объединение по строительству и эксплуатации автомобильных дорог.
В 2003 году производственно-акционерное объединение преобразовано в Дочернее предприятие «Каракалпакавтожол». В 2006 году согласно постановлению Президента Республики Узбекистан от 14 ноября 2006 года за №511 ПП организована Территориальная дорожно-эксплуатационная организация «Каракалпакавтожол» по содержанию автомобильных дорог общего пользования областного и местного значений.
На базе Нукусского и Ургенчского специализированных подрядных ремонтно-эксплуатационных предприятий было создано подразделение «Каракалпакавтожол» — Северо-западное специализированное ремонтно-эксплуатационное предприятие по содержанию автомобильных дорог международного и государственного значения, в которое входят Кунград​ский, Нукусский и Каратауский филиалы. В организационную структуру ТДЭО «Каракалпакавтожол» входят также 14 районных подрядных ремонтно-эксплуатационных предприятий дорожного хозяйства (РПРЭПДХ) и Каракалпакское специализированное ремонтно-эксплуатационное предприятие по содержанию мостового хозяйства.
В настоящее время общая протяженность сети автодорог общего пользования республики составляет 4133 км, в том числе международного значения — 664 км, общегосударственного — 978 км, оставшуюся часть — 2491 км — составляют дороги местного значения. В условиях республики, с ее протяженной территорией и большой отдаленностью северных от южных районов содержать автотранспортные коммуникации в должном порядке — дело непростое.
Проведение единой технической политики в развитии и совершенствовании сети автомобильных дорог, координация работ по обеспечению комплексного обслуживания, надлежащего технического состояния и пропускные способности автомобильных дорог, контроль над качеством соблюдения установленных правил и стандартов при проведении строительных и ремонтно-восстановительных работ автомобильных дорог общего пользования — основные направления деятельности ТДЭО «Каракалпакавтожол».
Организация, ежегодно осуществляет строительство, реконструкцию и ремонт более 100 км автомобильных дорог общего пользования и около 25 искусственных сооружений. Крупным достижением ТДЭО «Каракалпакавтожол» стало строительство и сдача в эксплуатацию на участке 963-1204 км автомагистрали Кунград-Бейнеу протяженностью более 240 км, соединяющей Каракалпакстан с Казахстаном. Знаменательным, как для коллектива, так и для всей республики, стало в 1999 году строительство и сдача в эксплуатацию в канун Дня независимости первого в Средней Азии автодорожного моста через реку Амударья общей длиной 328 п/метров с подходом 641 п/метр. В связи с этим была произведена реконструкция автодороги Нукус-Ходжейли. В результате намного улучшилось качество трассы, изменившись с 4-ой категории на 1-ю и 2-ю.
Одним из самых значительных событий этих лет стало строительство перрона и новой взлетной полосы Нукусского аэропорта, после чего ему был придан статус международного. Для обеспечения безопасности дорожного движения, разгрузки транспортных потоков внутри столицы Каракалпакстана— города Нукуса и улучшения экологического состояния построена и сдана в эксплуатацию замкнутая Нукусская малая кольцевая автодорога длиной 18 км с железобетонным мостом длиной 90 п/метров через канал «Кызкеткен».
Построены и реконструированы большие и малые железобетонные мосты и искусственные сооружения на каналах «Куаныш-жарма», «Стаханов-арна» с переводом участка автодороги Нукус-Чимбай-Караузяк-Тахтакупыр (с 18 км по 20 км) с 4 категории во 2 категорию и множество других оросительных каналов и малых водотоков.
В общей сложности произведен капитальный и средний ремонт 7156 км автомобильных дорог общего пользования и 114 мостовых сооружений. Семь лет назад была построена и сдана в эксплуатацию подъездная дорога к историческому памятнику Аязкала, способствующая развитию туризма в республике. Собственными силами ТДЭГО «Каракалпакавтожол» за последние десятилетия построено более 50 км автомобильных дорог и реконструировано свыше 100 км улиц Нукуса, Тахиаташа, Турткуля, Беруни и Ходжейли. Осуществлена большая работа по благоустройству территории и строительству подъездных дорог Кунградского содового завода, благоустройству территорий строящихся в республике колледжей и лицеев, устройству земляного полотна при строительстве железных дорог на участке Навои-Учкудук-Мискин-Турткуль-Нукус и подходы совмещенного автомобильно-железнодорожного моста через реку Амударья на створе «Ташсага».
Особым ростом строительства и реконструкции магистральных автодорог международного значения были отмечены 2011-2013 годы. Согласно Постановлениям Президента Республики Узбекистан ПК-1103 от 22 апреля 2009 года и ПК-1446 от 21 декабря 2010 года в Республике Каракалпакстан начаты реконструкция и строительство Узбекской Национальной автомагистрали Гузар-Бухара-Нукус-Кунград-Бейнеу на участке 552-1204 км общей протяженностью 652 км с 4-х и 2-х полосным движением и разделительной полосой. На сегодняшний день сдано в эксплуатацию 142 км магистрали, из них в 2011 году — 50 км на участке 866-916 км, в 2012 году — 14 км на участке 832-846 км. В 2013 году было сдано в эксплуатацию 78 км дорожного полотна на участках 698-753 км, 812-832 км, 846-866 км и 916-964 км.
На сегодняшний день на 562-м километре магистрали уже вступил в строй действующих кемпинг ООО «Рухшона-Хамид», строительство которого обошлось в 979 млн. сумов. Ведется строительство кемпинга в ФХ «Кутлык-Жасур» на участке 710 км стоимостью 2500,0 млн. сумов, АГНКС ООО «Караузяк метан» на 708 км стоимостью 994,4 млн. сумов, мотеля на участке 1099 км в ФХ «Арздулат» стоимостью 1090,0 млн. сумов, пункта медицинской помощи, станции техобслуживания ООО «Верми индустрия» на участке 1199 км стоимостью 716 млн. сумов.
На пересечении Национальной магистрали и дороги Нукус-Чимбай-Караузяк-Тахтакупыр при въезде в Нукус из-за движения по существующему кольцу иностранных большегрузных автопоездов часто возникали дорожные пробки, которые создали аварийную ситуацию и становились помехой для движения других автотранспортных средств. В связи с эти построено разноуровневой путепровод типа «клеверный лист» общей стоимостью 35,0 млрд. сумов. Путепровод не только обеспечивает бесперебойное движение потоков автотранспорта на кольцевой развязке и разгрузит ее, но и обезопасит дорогу и значительно сэкономит время водителей, обеспечив скоростной режим движения на магистрали международного значения. Значительно уменьшился и загрязнение окружающей среды от выхлопных газов.
На основании Постановления Президента Республики Узбекистан «Об ускорении развития инфраструктуры, транспортного и коммуникационного строительства в 2011-2015 годах» модернизированы производственные и промышленные базы «Северо-западного СРЭПСАМГЗ», реализация которой позволит не только ускорить строительство скоростных магистральных дорог и обеспечить качественный ремонт дорог общего пользования республики, но и значительно сэкономит бюджетные средства.



Поделиться: