УЗБЕКИСТАН: КРАСОТА ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ ИСКУССТВ ИМЕНИ И. В. САВИЦКОГО

HUebzbyURSY

В мае 2009 года журнал New York Times Travel Magazine включил Музей искусств из мало кому известного узбекского города Нукус в список 29 мест мира, которые непременно потрясут Ваше воображение. Не спешите кривить губы в усмешке, представляя, чем может поразить музей провинциального,  даже по меркам Узбекистана, городка.

 

Вы даже вообразить себе не можете, что в небольшом Нукусе (столица Каракалпакстана), на тихой улице Рзаева, вот уже много лет находится вторая по величине (после Русского музея в Санкт-Петербурге) коллекция необыкновенно популярного сегодня русского авангарда. Там же представлена интереснейшая коллекция артефактов древней хорезмийской цивилизации и прекрасно подобранное собрание народного декоративно-прикладного искусства Каракалпакстана.

 

И все это благодаря совершенно уникальному человеку, подвижнику, основателю музея и первому его руководителю – Игорю Витальевичу Савицкому (1915 – 1984 г.г.)

 

Талантливый русский художник  Игорь Савицкий родился и вырос в Киеве. В Каракалпакстан он впервые попал в 1950 году, приехав сюда в качестве художника Хорезмской археолого-этнографической экспедиции, которую возглавлял ученый с мировым именем – профессор Сергей Павлович Толстов. По завершению археологических работ экспедиции (1950 – 1957), Игорь Витальевич, очарованный культурой и людьми этого затерянного степного края, бросил квартиру в центре Москвы и остался жить в Нукусе, задумав собрать коллекцию предметов национального декоративно-прикладного искусства, которому отныне принадлежало его сердце.

 

Объездив и обойдя вместе с помошниками весь север Каракалпакии, Савицкий собрал коллекцию, , являющуюся по своей сути генофондом каракалпакской культуры. В те далекие годы немногие понимали истинную ценность этих вещей. Ювелирные изделия, замечательные расшитые костюмы, ковры, домашний скарб из юрт, конская упряжь перестали быть нужными в быту в силу наступления цивилизации и смены политической власти.

 

Молодое поколение каракалпаков искренне не понимало, зачем этому странному человеку нужно старое «тряпье». Его даже стали называть старьевщиком, ведь он выволакивал вещи из загонов для скота, вытаскивал из арыков, когда старым ковром пытались заткнуть его шлюз, спасал старинные раритеты, пущенные на растопку очагов. И все это в дальнейшем тщательно реставрировалось и пропагандировалось.

 

Одновременно Игорь Витальевич продолжал свои занятия живописью и писал изумительные по красоте пейзажи края, ставшего для него родным домом. Он занимался с первыми каракалпакскими художниками и методично убеждал власти, что Каракалпакии просто необходим музей искусств. А в 1966 году, наконец — то, стал директором первого Нукусского музея искусств, открывшегося благодаря его инициативе.

 

Обладая редким художественным вкусом и прекрасно понимая истинную ценность художественного творчества, Савицкий, пользуясь привилегиями директора, на свой страх и риск начинает формировать для музея коллекцию художников–авангардистов, которые в те годы были почти не признаны в официальной  среде.

 

Поначалу он собирал работы художников, чьи имена были связаны со Средней Азией (А. Исупов, Н. Ульянов, Л. Крамаренко, М. Волошин, Р. Фальк) и стоявших у истоков формирования среднеазиатской школы живописи (Р. Мазель, М. Курзин, А. Волков, Н. Карахан, У. Тансыкбаев, П. Беньков, В. Уфимцев и другие). Однако впоследствии Савицкий значительно расширил круг художников, чьи работы приобретались для музея.

 

Среди них – первые имена русского авангарда 1920-1930-х годов: Л. Бакулина, К. Редько, Д. Бурлюк, А. Осьмеркин, Р. Фальк, А. Шевченко, Л. Попова, Д. Штеренберг и другие.

 

Он покупал и вывозил из Москвы и других городов Советского Союза сотни и тысячи работ оболганных, заклейменных в формализме, преданных забвению художников-изгоев в далекий от политических баталий, уездный Нукус.

 

Страшно подумать, что бы случилось, если бы местные власти понимали, на что идут выделенные музею деньги. Которых, впрочем,  было катастрофически мало, и Савицкому в течение многих лет приходилось изыскивать невероятные способы, чтобы расплатиться за собранные картины и рисунки.

 

Наряду с покупками произведений изобразительного искусства Игорь Витальевич по-прежнему много внимания уделял пополнению и систематизации  коллекции декоративно-прикладного искусства каракалпаков. Кроме того, отдав молодые годы работе в Хорезмской археолого-этнографической экспедиции, Савицкий был одним из тех, кто активно поддерживал и содействовал продолжению проведения археологических работ на территории Хорезма. Таким образом, археологическая коллекция музея пополнилась материалами раскопок.

 

Титаническая деятельность И. В. Савицкого не пропала даром, в результате ему удалось создать музей, в котором собрана уникальная археологическая коллекция, связанная с материальной культурой Древнего Хорезма; одна из лучших коллекций национального декоративно-прикладного искусства Каракалпакии, и одна из самых значимых коллекций советского авангарда.

 

Но, как это бывает повсеместно, настоящее, официальное признание деятельности Савицкого и собранной им коллекции пришло уже после смерти замечательного художника и ученого. Только в 1991 году, с новыми переменами в стране, началась масштабная популяризация музея, и в Нукус открылась дорога для журналистов и экспертов, работников международных организаций и иностранных посольств.

 

Сегодня доподлинно известно, что нукусская коллекция русского авангарда практически не имеет цены и сопоставима только с собранием аналогичной живописи в Русском музее Санкт-Петербурга.

 

А вам остается лишь поверить нам на слово или приехать и увидеть всю эту красоту собственными глазами!

 



Поделиться: